Должны ли налоговые органы разъяснять тексты своих решений?

04 June 2020
Результатами проведения различных налоговых проверок являются акты и решения налоговых органов. Зачастую это довольно объемные документы, в которых налогоплательщик должен полностью разобраться для защиты своих интересов в случае необходимости.  
  
На сайте ФНС (www.nalog.ru) указано, что «работа с обращениями граждан и организаций и запросами о предоставлении информации о деятельности ФНС России в Федеральной налоговой службе и территориальных налоговых органах регламентируется:
Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

 
Разумеется, что в рамках правоотношений «налоговый орган-налогоплательщик» налогоплательщики согласно пп. 1, 7, 10 п. 1 ст. 21 НК РФ имеют право получать разъяснения, однако здесь есть нюансы. Если вам что-либо неясно или вызывает вопросы в решении налогового органа – получить пояснения от кого-либо будет крайне затруднительно. На уровне ИФНС и даже УФНС позиция такова:
 
«Решение имеет характеристики ненормативно-правого акта. Так, в отличие от нормативного правового акта ненормативно-правовой акт не содержит норм права, адресован конкретному лицу, а не неопределённому кругу лиц, рассчитан на однократное действие, содержит индивидуально-властное предписание, принимается субъектом публичной власти на основании норм права».
 
Также налоговые органы в своих ответах на запросы по тексту решений сообщают, что частью 1 НК РФ им не предоставлено право разъяснения решений налоговых органов, в связи с чем «при толковании решения налогового органа налогоплательщику необходимо принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений».
 
В качестве примера не до конца ясных понятий, которые нередко встречаются в решениях налоговых органов, можно привести словосочетание «группа компаний». Оно встречается в реальных решениях, при этом под этим термином группируется произвольный набор юридических лиц, объединённых по неизвестным основаниям. Этой мифической группе компаний приписываются действия, нарушения, умыслы и цели. И в итоге налогоплательщик может быть привлечён к ответственности, в т. ч. уголовной и субсидиарной.
 
Также можно упомянуть ещё такие «интересные» понятия как «чёрная касса предприятия», «сомнительный поставщик», «техническая компания», «разумная цель» и т.п. В существующих нормативных актах определений для них нет, поэтому в каком смысле они упоминаются в решениях, обычно неясно.
 
В результате проведённого анализа запросов налогоплательщиков и ответов налоговых органов на сегодня можно с уверенностью сказать, что любые неясности в решениях по сути нельзя ни у кого прояснить. Их можно указывать только в апелляционной жалобе. Причём в случае отказа в удовлетворении жалобы, налогоплательщик так и не узнает, что же имела ввиду налоговая инспекция в своём решении. Таким образом, на наш взгляд, серьёзно ущемляются права налогоплательщиков, как физических лиц, так и юридических.
 
Вроде бы всем очевидно, что решения налоговых органов должны составляться в строгом соответствии с законами. Однако мы видим из практики, что на сегодняшний день есть заметный простор для творчества при формировании текстов решений по результатам проверок. При этом решение как документ влечёт за собой очень серьёзные последствия.
 
Со своей стороны, учитывая данную проблему, можем порекомендовать тщательно изучать все тексты актов и решений налоговых органов. В случае наличия неясных, двусмысленных, незаконных понятий или утверждений обязательно указывать на их наличие в апелляционных жалобах в УФНС, т.к. прояснить их на уровне ИФНС сегодня не представляется возможным.
Появились вопросы?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я подтверждаю, что я ознакомлен
и согласен с условиями политики обработки персональных данных
ООО Команда «АТЕРС».
АТЕРС

Для Юридической Команды «АТЕРС» не существует «больших» и «маленьких» Клиентов.

Наша цель - помочь найти ответы на вопросы для каждого, а также предложить надежные и компактные решения. Для этого нам важно правильно услышать Вас и понять Ваши цели и ожидания.

Задайте вопрос и наш специалист, в ходе диалога с Вами, подготовит ответ, сформирует предварительный сценарий и предложит последовательность действий.

Ждем Вас
в нашем офисе
Москва, Соймоновский проезд,
дом 7, строение 1, подъезд 2,
этаж 2, офис 15
Пн-Пт с 09:00 до 18:00