МИФЫ налогового контроля малого бизнеса в 2021 году. Миф #13 – при камеральной проверке полномочия и ресурсы ИФНС ограничены

18 October 2021
Мы заканчиваем серию публикаций о наиболее распространённых мифах налогового контроля в сфере малого бизнеса. Сегодня рассмотрим вопрос на тему доначисления налогов в рамках камеральной проверки.    

Миф #13: Полномочия и ресурсы налогового органа ограничены при камеральной налоговой проверке по сравнению с выездной налоговой проверкой, в связи с чем в рамках камеральной проверки не могут быть получены достаточные доказательства для доначислений.

На самом деле: Полномочия и ресурсы налогового органа при проведении камеральной и выездной проверки фактически равнозначны.

Обоснование: Согласно положениям статей 88 и 89 НК РФ разница камеральной проверки от выездной состоит в сроках её проведения (3 месяца камеральной проверки, вместо теоретически возможных 12 месяцев выездной проверки), отсутствии возможности в приостановлении проверки, ограничении на проверяемый период и отсутствии возможности провести выемку или инвентаризацию.

Но имеющихся инструментов при камеральной проверке все равно достаточно, чтобы выявить схемы «агрессивной оптимизации» налогов с помощью тех же фирм-однодневок. В ходе камеральной налоговой проверки могут проводиться следующие контрольные мероприятия:

По окончании камеральной проверки возможно проведение дополнительных мероприятий налогового контроля сроком до 1-го месяца. Кроме того, налоговые органы и при выездной и при камеральной проверке используют информационные ресурсы: ФИР, АСК НДС-2 и иные.

Проведение камеральной проверки не исключает возможности направления запросов о привлечении правоохранительных органов для оказания содействия в получении показаний свидетелей. Таким образом, имеющиеся инструменты и ресурсы у инспекторов при проведении камеральных проверок достаточны, чтобы выявить основания для доначислений при их наличии.

Необходимо учитывать: Некоторые суды косвенно допускают возможность проведения выемки в ходе камеральной проверки, например, в определениях ФАС ВСО от 16.12.2008 № А69-1860/08-8-Ф02-6399/2008, ФАС МО от 30.10.2006 № КА-А40/10483-06, ФАС УО от 01.11.2005 № Ф09-4928/05-С2, ФАС СЗО от 09.02.2005 № А05-2050/04-18.

Однако данные дела не связаны с ее обжалованием, а лишь указывают на возможность проведения выемки в рамках камеральной проверки, в том числе в следующем контексте:

«наличие у налогового органа полномочия действовать властно-обязывающим образом при проведении камеральной проверки в соответствии с положениями п. 4 ст. 88 Кодекса ограничивается целью этой проверки: выяснить обоснованность (правильность) исчисления и своевременность уплаты налога. Это правило полностью корреспондируется с положениями ст. 93 и п. 5 ст. 94 Кодекса, согласно которым истребуемые у проверяемого налогоплательщика документы представляются в виде заверенных должным образом копий, а в случае их непредставления (отказа) должностное лицо производит выемку соответствующих документов, за строгим исключением тех, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки».
 
Никита Дубровин
юрисконсульт отдела налоговой практики
Команды АТЕРС
 
Появились вопросы?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен   с   условиями   политики    обработки    персональных   данных ООО Команда «АТЕРС».
АТЕРС

Мы не делим проекты на более и менее значимые. Мы внимательно относимся к каждому поступающему запросу и всегда открыты для сотрудничества.

Наша цель - помочь найти ответы на вопросы для каждого, а также предложить надежные и компактные решения. Для этого нам важно правильно услышать Вас и понять Ваши цели и ожидания.

Задайте вопрос и наш специалист, в ходе диалога с Вами, подготовит ответ, сформирует предварительный сценарий и предложит последовательность действий.

Ждем Вас
в нашем офисе
Москва, Соймоновский проезд,
дом 7, строение 1, подъезд 2,
этаж 2, офис 15
Пн-Пт с 09:00 до 18:00