Перейти ко всем статьям
Блог компании

Важные изменения в законодательстве, касающиеся ответственности КДЛ

Интересные изменения произошли в законодательстве - на днях был опубликован закон, расширяющий права бывших руководителей и участников компаний-банкротов (так называемых «контролирующих должника лиц», КДЛ). Предлагаем вместе разобраться, что это значит на практике.



Новое законодательное регулирование является ответом на постановление Конституционного Суда РФ № 49-П (2021), признавшим право привлеченных к субсидиарной ответственности лиц обжаловать включение требований в реестр требований кредиторов, так как это влияет на общий размер задолженности, а значит — и размер их ответственности. В 2022 г. Верховный Суд РФ еще более смягчил требования для права на обжалования, постановив, что для этого достаточно одной подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. Теперь законодатель еще больше расширил такие возможности.



Речь о Федеральном законе от 21.11.2022 № 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"



Что нового для КДЛов предлагает закон?



Установлено право бывшего КДЛ подавать заявление об участии в банкротном деле в целом, а не как ранее — только в конкретном обособленном споре. С даты вынесения определения суда о привлечении такого лица в дело оно может участвовать в любых спорах, которые могут повлиять как на само привлечение к ответственности, так и на размер этой ответственности. Такое ходатайство не означает признание вины.



Если в отношении лица принято к рассмотрению заявление о привлечении к ответственности (убытки, субсидиарная ответственность), ему не нужно подавать ходатайство о привлечении в дело, он вправе участвовать во всех спорах, влияющих на его ответственность и так.

Важное ограничение - теперь КДЛ заинтересован как можно ранее подать ходатайство о вступлении в дело о банкротстве его компании, поскольку срок на обжалование судебных актов, формирующих реестр требований кредиторов, отсчитывается не от принятия заявления о привлечения его к ответственности, а от момента, когда он имел возможность подать ходатайство. Исключение составляет случай, когда он добросовестно заблуждался относительного своего статуса контролирующего лица. Что это за дата появления у него такой возможности — закон не раскрывает, можно предположить, что по этому поводу будет немало споров в судах, пока какой-то взгляд выработается практикой.



В другом законопроекте, внесенном в Госдуму, присутствовала конкретизация: бывший КДЛ мог заявлять возражения против требований кредиторов и обжаловать определения о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов, а также обращаться с жалобами на действия (бездействие) арбитражного управляющего, приводящие к уменьшению конкурсной массы. В новом законе такой полезной конкретизации нет, особенно в отношении действий конкурсного управляющего.



Указанные изменения вступают в силу со 2 декабря 2022 г. (истечение 10 дней со дня опубликования — 21.11.2022). Новые правила применяются не только к новым делам о банкротстве, но и к тем, производство по которым возбуждено ранее. Однако на них не распространяется ограничение по срокам обжалования. Это ограничение действует только в отношении новых дел о банкротстве.



Закон установил также целый ряд «льгот» для банков, страховых компаний и частных пенсионных фондов, которые находятся под управлением государства в рамках предотвращения банкротства. Требования банков, находящихся под государственным контролем (в качестве кредиторов), не могут понижаться в очередности погашения. В то же время субсидиарная ответственность таких компаний (если они были контролирующими по отношению к другому банкроту) ограничена размером их чистых активов, то есть, скорее всего, равна нулю. Также, презюмируется вина прежних КДЛов таких компаний в невозможности погасить требования кредиторов. То же самое установлено и для выплат по недействительным сделкам таких финансовых организаций с заинтересованным лицом.