Добровольная ликвидация организации. Что может затягивать процесс?

17 September 2019
По данным РБК в 2018 г. в России открылось около 290 тыс. новых юридических лиц, ликвидировались более 600 тыс., в том числе в Москве порядка 234 тыс. Добровольная ликвидация является не самым частым случаем, но именно ее процесс волнует предпринимателей больше всего, так как он начинается осознанно и происходит с их непосредственным участием.

Любое начатое дело человеку хочется закончить быстрее. Завершить поскорее деятельность юридического лица, прекратить свои возможные обязательства перед государством и контрагентами, остановить постоянные расходы на недействующую организацию – сделать это бизнесмен стремится с утроенным желанием.

Минимальный срок добровольной ликвидации, который обусловлен требованиями закона, составляет три месяца (сроки указаны с учетом технических временных заделов, так как в России пока сделать все без них является уникальным исключением). Назовем усредненные, без учета праздников, сроки по основным этапам:
Надо учитывать, что основания для стремления провести ликвидацию за период, приближенный к указанному сроку, могут быть только у организаций, которые уверены, что по ним при ликвидации не назначат выездную налоговую проверку, и не будет судебных разбирательств с кредиторами и иными лицами. Выездной налоговой проверки точно избегут компании с нулевыми и низкими показателями деятельности за последние три года.

Налоговые органы в нормативных актах не отражают предел низких показателей и он, к сожалению, разный в каждом регионе и даже местности. По каждой процедуре Инспекция, в которой организация стоит на учете, без ее участия, принимает решение о целесообразности проведения выездной налоговой проверки и готовит соответствующий внутренний документ.

При оценке своих перспектив предпринимателю необходимо максимально объективно ответить себе на вопросы:
При размышлениях о возможности попасть в проверку важно проанализировать всю переписку с налоговым органом за последние три года. Понять, о каких противоречиях отчетности поступали запросы на основании программного анализа, на что обращалось внимание при проведении камеральных проверок. Приняв окончательное решение о ликвидации, будьте готовы разрешать различные неординарные ситуации, которые будут увеличивать период проводимой процедуры. На подобный «подводный камень» можно натолкнуться практически по каждой компании. Перечислим некоторые ситуации:
  1. Отказ в регистрации ликвидации или ПЛБ ввиду не снятого запрета приставов, даже при прекращенных исполнительных производствах. Избежать возможно, заранее «отработав» все имевшиеся исполнительные производства, но проще столкнуться и исправить (возможная задержка от 10 дней).
  2. Появление в каждой последующей сверке с налоговым органом новых сведений о задолженности перед бюджетной системой: в новой сумме и по разным платежам. При этом для получения новой сверки с даты запроса необходимо ждать несколько дней. Осуществленная доплата также отражается в системе налоговой инспекции только через несколько дней.
  3. Появление в сверке с налоговым органом задолженности перед социальными фондами, в частности, пенсионным фондом. Для урегулирования ситуации необходимо проводить отдельную сверку с пенсионным фондом, в том числе, возможно, восстанавливать документы за прошедшие года. Кроме того, пенсионный фонд выгружает финальные сведения в систему через ФНС России, что также приводит к задержкам при проведении сверки налогоплательщика с отдельной ИФНС.
  4. Появление в сверке с налоговым органом при подготовке к регистрации ПЛБ информации о задолженности по ранее существовавшему обособленному подразделению (фактически задолженности может не быть). Информация о показателях обособленных подразделений подгружается позже, и её долгое время не видно при сверках;
  5. Появление сведений о несданной (или непринятой) отчётности в какие-либо фонды или государственные органы. Даже если все сдавалось, велика вероятность, что придется повторить.
  6. Отказ в регистрации ПЛБ ввиду отсутствия у регистрирующего налогового органа информации о завершении выездной налоговой проверки, проведенной до ликвидации. Информация может отсутствовать в электронной системе ввиду халатности сотрудников или программного сбоя.

Этот перечень потенциальных проблем, конечно, не исчерпывающий, мы обязательно ещё вернёмся к этой актуальной теме в своих следующих публикациях.

Таким образом, важно понимать, что процесс ликвидации зачастую протекает непредсказуемо даже для беспроблемной, на первый взгляд, компании. С большой долей вероятности предприниматель может столкнуться с неожиданными препятствиями, которые, однако, вполне преодолимы в случае привлечения опытных профессионалов и грамотном ведении процесса с самого начала.
 
Появились вопросы?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я подтверждаю, что я ознакомлен
и согласен с условиями политики обработки персональных данных
ООО Команда «АТЕРС».
АТЕРС

Для Юридической Команды «АТЕРС» не существует «больших» и «маленьких» Клиентов.

Наша цель - помочь найти ответы на вопросы для каждого, а также предложить надежные и компактные решения. Для этого нам важно правильно услышать Вас и понять Ваши цели и ожидания.

Задайте вопрос и наш специалист, в ходе диалога с Вами, подготовит ответ, сформирует предварительный сценарий и предложит последовательность действий.

Ждем Вас
в нашем офисе
Москва, Соймоновский проезд,
дом 7, строение 1, подъезд 2,
этаж 2, офис 15
Пн-Пт с 09:00 до 18:00