Разъяснение Минэкономразвития РФ касательно начисления штрафов за налоговое правонарушение в отношении должника в процессе банкротства
25 June 2021

Ранее мы освещали
проблему правовой неопределённости начисления штрафов организации-должнику решением по выездной налоговой проверке, которое вынесено после введения процедуры наблюдения в процессе банкротства. В частности, по данному вопросу руководителем Юридической Команды «АТЕРС» Лимоновым С.В. подготовлена развёрнутая аналитическая
статья на нашем сайте и
на портале zakon.ru.
Напомним, что о недопустимости начисления штрафов должнику по результатам проведения выездной налоговой проверки при вынесении налоговым органом решения в период после введения наблюдения, помимо требований ст. 63 Закона о банкротстве, свидетельствуют:
- иные положения Закона о банкротстве в совокупности с положениями НК РФ;
- отсутствие преемственности правоприменительной практики в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), из Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 по вопросу прекращения начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
- разъяснения Верховного суда РФ в Обзоре от 20.12.2016.
Однако
правоприменительная практика в арбитражных судах не всегда складывается в подобном ключе.
В продолжение проработки данной проблемы при содействии специалистов Юридической Команды «АТЕРС» нашим Клиентом были направлены обращения в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ для получения разъяснений по вопросу:
«если налоговым органом проведена налоговая проверка за периоды, которые предшествовали признанию гражданина банкротом, и были установлены нарушения законодательства о налогах сборах, даты совершения которых приходятся на время, предшествовавшее признанию гражданина банкротом, правомерно ли в таком случае начисление (назначение) штрафа, если положения абз. 4 п. 2 ст. 213.11 Закона о несостоятельности (банкротстве) прямо предусматривают запрет на начисление любых финансовых санкций после введения процедуры реструктуризации долгов гражданина?
Наличие подобной коллизии обусловлено тем, что, с одной стороны, положения Закона о несостоятельности (банкротстве) запрещают начислять финансовую санкцию с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина, а, с другой стороны, налоговое законодательство связывает начисление (назначение) штрафа с вступлением в силу решения налогового органа, которое может состояться после введения процедуры реструктуризации долгов. Момент начисления налогового штрафа в таком случае приходится на период после введения запрета на начисление финансовой санкции, а сам штраф текущим платежом не является».
Ответ по существу поступил от Минэкономразвития РФ в июне текущего года, содержание которого поддерживает нашу позицию по вопросу. В частности, в письме указано:
«В соответствии со статьёй 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в том числе прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
При этом в соответствии с правовой позицией, выраженной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г., штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве».
Учитывая данный ответ Минэкономразвития, Юридическая Команда «АТЕРС» будет и дальше продолжать активную работу по устранению противоречий в правоприменительной практике касательно начисления налоговых штрафов должнику по налоговым правонарушениям, совершенным в периоды, предшествующие началу процедуры банкротства. Этот вопрос касается очень многих налогоплательщиков, поэтому ясность по этому вопросу абсолютно необходима.
Руководитель отдела
налоговой практики
Татьяна Козырева