Налог на сверхприбыль (windfall tax): с кого планируют взыскивать и как рассчитывать?

19 June 2023
Давно озвученный разовый налог на сверхприбыль для крупного бизнеса стал обретать конкретные рамки. Правительством РФ 13 июня 2023 г. был внесен в Государственную Думу РФ пакет документов, включающий Законопроект №379248-8 «О налоге на сверхприбыль» (далее – Законопроект).

Перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты данного налога, перечислен в ч. 4 ст. 2 Законопроекта. К ним, в частности, относятся:
 
а также прочие налогоплательщики, перечисленные в ч. 4 ст. 2 Законопроекта.
 
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 3 Законопроекта признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется (если иное не установлено настоящей статьей) как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
 
Прибыль для целей исчисления данного налога за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями ст. 274 НК РФ за соответствующий год с учетом положений ст. 283 НК РФ.

Иными словами, например, для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, это будут полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ, с учетом возможности переноса убытков прошлых лет на отчетный период 2023 года.
 
При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются пониженные налоговые ставки (предусмотренные пунктами 16, 114, 3, 4, 41, 43, 44 и 5 ст.284 НК РФ).
 
Также следует отметить, что налоговая база принимается равной нулю, если:
 
Ставка налога устанавливается в размере 10 %. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту своего нахождения в срок не позднее 25 января 2024 года, уплатить налог необходимо до 28 января 2024 года.

Однако, в случае если налогоплательщик уплачивает сумму обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября 2023 года по 30 ноября 2023 года включительно, он имеет право уменьшить сумму налога, но не более, чем на половину суммы исчисленного налога (необходимо будет вместе с налоговой декларацией предоставить копии платежных документов, подтверждающих перечисление обеспечительного платежа).
 
По сути, любому крупному налогоплательщику надо проанализировать показатели стр. 120 листа 02 «Налоговая база для исчисления налога» налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2018, 2019, 2021, 2022 гг. с учетом исключений налоговых баз по налогу, которые предусмотрены Законопроектом, чтобы понять является ли плательщиком налога на сверхприбыль.
 
Рассмотрим вкратце, что из себя представляет данный налог на примере российской организации, не являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (последние тоже являются плательщиками данного налога с учетом некоторых особенностей), которая признается плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии с ч. 1 ст. 2 Законопроекта.
 
Пример: 1) у организации «А» показатели стр.120 листа 02 сложились по отчетным периодам следующим образом (берем за условие, что данный налогоплательщик не осуществлял виды деятельности (операции), по которым не учитывается налоговая база при исчислении налога на сверхприбыль):
 
Как видим, средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 года составляет более 1 млрд рублей: (1,20 млрд руб.+1,50 млрд руб.)/2 = 1 350 млн руб., а за 2018-2019 составляет: (500 млн. руб.+700 млн. руб.)/2 = 600 млн. руб.

Налоговая база для данной организации по налогу на сверхприбыль сложится следующим образом: 1 350 млн. р. - 600 млн. р. = 750 млн. рублей. Т.е., по результатам определения средней арифметической величины прибыли, налог на сверхприбыль подлежит исчислению и уплате, так как средняя арифметическая величина прибыли за 2021-2022 гг. составляет более 1 млрд. рублей, и она превышает аналогичную величину прибыли за 2018-2019 гг.

Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате до 28.01.2024 года,  составляет  75 млн. рублей (750 млн. р.*10%/100%). В случае уплаты налога в льготный период (с 01.10.2023 по 30.11.2023), сумма налога составит 37,5 млн. рублей (75 млн.р./2).
 
2) Поменяем немного исходные показатели:
- 2018 год = 500 млн рублей;
- 2019 год = 700 млн рублей;
- 2021 год = 350 млн рублей;
- 2022 год = 550 млн рублей.
 
Налоговая база для данной организации по налогу на сверхприбыль сложится следующим образом:
НОБ = (350 млн.р. + 550 млн.р.)/2 – (500 млн.р.+700 млн.р.)/2 = 450 млн.р.-600 млн.р = - 150 млн. рублей.
 
В данном случае налоговая база будет равна нулю, так как:
 
Однако, подать налоговую декларацию, даже если у налогоплательщика сумма исчисленного налога на сверхприбыль равна нулю, всё равно придется, дабы избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.
 
Текст Законопроекта
 
Статью подготовил:
Мавлекаев Ренат
Старший юрисконсульт
 
Остались вопросы?
Будем рады помочь!
+7 (495) 143-25-44
 
Появились вопросы?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен   с   условиями   политики    обработки    персональных   данных ООО Команда «АТЕРС».
АТЕРС

Мы не делим проекты на более и менее значимые. Мы внимательно относимся к каждому поступающему запросу и всегда открыты для сотрудничества.

Наша цель - помочь найти ответы на вопросы для каждого, а также предложить надежные и компактные решения. Для этого нам важно правильно услышать Вас и понять Ваши цели и ожидания.

Задайте вопрос и наш специалист, в ходе диалога с Вами, подготовит ответ, сформирует предварительный сценарий и предложит последовательность действий.

Ждем Вас
в нашем офисе
Москва, Барыковский пер.,
д. 5, этаж 2, офис 4
Пн-Пт с 09:00 до 18:00