ФНС России подтвердила незаконность проведения любых контрольных мероприятий, связанных с выездной проверкой, в период карантина COVID-19
18 November 2020

После публикации новости
от 13 октября 2020 г. Команда АТЕРС направила обращение в адрес ФНС России с просьбой пояснить: имел ли налоговый орган право в период с 6 апреля по 30 июня 2020 г. осуществлять мероприятия налогового контроля, запрет о проведении которых не указан в п. 9 ст. 89 НК РФ, в том числе направление требований контрагентам по ст. 93.1 НК РФ, вызов свидетелей на допрос, проведение допросов свидетелей и иные мероприятия? Каков правовой статус результатов таких контрольных мероприятий, если они имели место?
В ответ на данное обращение ФНС России пояснила следующее (наиболее значимые моменты мы
подчеркнули):
Относительно проведения контрольных мероприятий, связанных с проведением выездной налоговой проверки:
- «Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.)».
- «Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок».
- Срок моратория в части выездных налоговых проверок продлен до 30 июня 2020 года включительно».
Относительно истребования документов по ст. 93.1 НК РФ вне рамок проверки:
«По вопросу правомерности направления требований о представлении документов (информации) в рамках п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, сообщаем следующее.
Согласно письму ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ приостанавливается проведение мероприятий налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок.
Пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно письму ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ приостановление направления требований о представлении документов (информации) в рамках п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, то есть вне рамок налоговых проверок, не предусмотрено».
Полный текст ответа ФНС
прилагаем.
Таким образом
, ФНС России подтвердила незаконность действий налоговых органов по проведению контрольных мероприятий в рамках выездных налоговых проверок, открытых в период с 6 апреля по 30 июня 2020 г., в том числе:
- направление требований проверяемому налогоплательщику по ст. 93 НК РФ;
- направление требований контрагентам по ст. 93.1 НК РФ;
- направление повесток на допрос и его проведение;
- проведение выемки и осмотра;
- проведение инвентаризации;
- проведение экспертиз.
Рекомендуем коллегам обращать особое внимание на основания проведения контрольных мероприятий в период карантина COVID-19, чтобы принять решение об их обоснованности и законности. Также важно оценить содержание требований, полученных «вне рамок проверок», с точки зрения его соответствия основаниям, предусмотренным в п. 2 ст. 93.1 НК РФ.