Перейти ко всем статьям
Блог компании

В каких случаях налоговая оставит жалобу без рассмотрения?

Прежде всего обратимся к Налоговому Кодексу РФ – в пункте 1 статьи 139.3 перечислены причины оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Отметим, что данный перечень является закрытым, то есть жалоба (апелляционная жалоба) не может быть оставлена без рассмотрения по иным основаниям.

Наиболее распространенной причиной оставления жалобы без рассмотрения является пропуск срока на обжалование. Право вышестоящего налогового органа оставить жалобу, поданную с нарушением срока, без рассмотрения установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ.

Вместе с тем, если вы пропустили срок на подачу жалобы по уважительной причине к жалобе стоит приложить ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Какие причины могут быть признаны уважительными? Например, более позднее фактическое получение решения на руки. Инспектор, отправляя решение по почте, считает его врученным через 6 дней с даты отправки.

При этом, если вы по уважительным причинам (болезнь, перебои в работе почты) получили решение позже 6-дневного срока и можете это документально подтвердить (больничный лист, ответ почты на ваш запрос) срок на обжалование будет течь с момента фактического получения вами решения.

Если же апелляционная жалоба (напомним, это жалоба на решение по результатам налоговой проверки, не вступившее в законную силу), подана с нарушением срока и к ней не приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, то это не приведет к оставлению апелляционной жалобы без рассмотрения. Вышестоящий налоговый орган рассмотрит ее как обычную жалобу. Однако пропуск срока на апелляционное обжалование приведет к вступлению решения по налоговой проверке в законную силу.


Согласно пункту 1.1 статьи 139 НК РФ налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. Если до принятия решения по жалобе нарушение будет устранено вышестоящий налоговый орган оставит поданную вами жалобу без рассмотрения (подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).


Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалобу подает представитель, то к ней должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Имеет смысл проверить срок действия доверенности, по которой действует представитель. Если он истек жалобу оставят без рассмотрения как подписанную неуполномоченным лицом. Такая же судьба ждет жалобу, подписанную, например, главным бухгалтером организации.

Нередки случаи, когда решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, обжалует бывший генеральный директор организации (в основном в связи с привлечением его к субсидиарной ответственности по налоговым долгам фирмы). К сожалению, такие жалобы тоже остаются без рассмотрения в связи с тем, что бывший генеральный директор не является официальным представителем организации.


В жалобе должен быть указан предмет обжалования – акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц. Если указанная информация отсутствует жалобу оставят без рассмотрения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ.


Также подпункт 1 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ предусматривает оставление без рассмотрения жалобы, поданной с нарушением порядка подачи. Что это означает на практике? Согласно пункту 1 статьи 139.2 НК РФ жалоба может быть направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, жалоба, поданная в электронном виде иным способом может быть оставлена без рассмотрения.


На практике также бывает, что спорная ситуация урегулирована до принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Это возможно в случае, если инспекция исправила допущенное нарушение, а также в случае, если сам налогоплательщик по каким-то причинам отказывается от своих требований. В таком случае НК РФ предоставляет налогоплательщику право отозвать жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части путем направления соответствующего заявления в налоговый орган, рассматривающий жалобу. Жалоба в этом случае будет оставлена без рассмотрения.

Следует помнить, что, отозвав жалобу, вы уже не сможете повторно обратиться в вышестоящий налоговый орган по тем же основаниям. Однако отзыв апелляционной жалобы не лишает заявителя права впоследствии обратиться с жалобой на решение, вступившее в законную силу.


Также без рассмотрения будет оставлена жалоба, если ранее вами уже подавалась жалоба по тем же основаниям. Если вы по каким-то причинам не согласны с решением по жалобе (апелляционной жалобе), например, рассмотренной УФНС по субъекту Российской Федерации, целесообразно обращаться с жалобой в ФНС России или в суд, а не пытаться доказать УФНС свою точку зрения путем подачи повторной жалобы.

Исключение предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ - если после рассмотрения жалобы проведена взаимосогласительная процедура, предусмотренная главой 20.3 НК РФ, повторная жалоба будет принята к рассмотрению.

Относительно новым основанием для оставления жалобы без рассмотрения является разрешение судом спора о том же предмете и по тем же основаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ, введен Федеральным законом от 17.02.2021 № 6-ФЗ). Такая ситуация может сложиться если после вынесения решения по жалобе (апелляционной жалобе) Управлением ФНС России вы решили одновременно обратиться в ФНС России и в суд.

По смыслу статьи 118 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи со статьей 10 Конституции РФ, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательное решение в споре о праве. Таким образом у ФНС России отсутствуют полномочия для пересмотра выводов, сделанных судом.


Также новеллой является подпункт 8 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ, предусматривающий оставление без рассмотрения жалобы организации, исключенной из ЕГРЮЛ, а также умершего физического лица.


В заключение отметим, что решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение 5 дней с даты поступления жалобы или заявления об отзыве жалобы. О принятом решении сообщают заявителю в течение 3 дней. Если в указанные сроки вы не получили решение об оставлении жалобы без рассмотрения, то данная жалоба (апелляционная жалоба) скорее всего будет рассмотрена.